Архив новостей 

ТЕЗИСЫ
выступления П.В.Крашенинникова на парламентских слушаниях Государственной Думы на тему: "О состоянии организации работы по восстановлению экономики, социальной сферы, соблюдению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике", состоявшихся  21 сентября 2000 г.

          Несмотря на окончание широкомасштабных боевых действий, причины, порождающие насилие и системное нарушение прав и свобод человека на Северном Кавказе, не преодолены.

Это обусловлено, с одной стороны, позицией «непримиримых» в стане боевиков, продолжающих ведение партизанской войны методами террора. Бессмысленность и непредсказуемость их действий, безусловно, деморализует население, ведет к гибели мирных людей.

С другой стороны, эффективное ведение партизанской войны невозможно без поддержки хотя бы части населения республики. И такая поддержка обусловлена во многом действиями «федералов», которым фактически передана вся власть в республике. Руководящий состав, особенно среднее его звено, так и не отрешился от психологии войны, что приводит к неадекватным, чрезмерным мерам, нарушающим права мирного населения. Вооруженная группировка, введенная в республику для защиты мирного населения от боевиков, на деле защищает самое себя. 
В итоге имеются многочисленные случаи неоправданного применения силы, о которых недавно говорил глава Администрации Чечни Кадыров, чрезмерное ограничение права на передвижение, сопровождающееся беззастенчивыми поборами на блокпостах, ставшими уже притчей во языцех, немотивированное уничтожение имущества граждан, а зачастую и откровенное мародерство. 

Так в г. Урус-Мартан федеральные войска разобрали и вывезли кирпичный завод, животноводческую ферму и цех ЖБИ общей стоимостью 28 млн. руб., являвшихся частной собственностью.

Следует отметить, что на неправомерные «экпроприации» военнослужащих зачастую толкает их крайняя необустроенность, особенно в горных районах. Отсутствуют стройматериалы, элементарные бытовые вещи. Вообще, проблем у группировки вооруженных сил в Чечне более чем достаточно. Это и плохое материальное снабжение, и задержка с выплатой «боевых», и недостаточная квалификация военных командиров, на которых фактически возложены все функции управления в республике.

Многочисленные нарекания, в том числе и со стороны военных командиров вызывают действия так называемых «контрактников». Из-за отсутствия должного контроля за их набором до 60% этой категории военнослужащих досрочно увольняются со службы.

Все эти факты и являются причиной как поддержки частью населения незаконных вооруженных формирований, так и постоянного притока их участников.

Комиссия делает все эти выводы на основе собственной информации, получаемой как в ходе многочисленных выездов членов Комиссии в Чечню и сопредельные субъекты федерации, так и из обращений граждан, поступающих через общественные приемные. Они организованы в Москве, Чечне (9 приемных во всех основных районах республики) и Ингушетии (3 приемных в лагерях беженцев и Назрани).

Собранные общественными приемными материалы, имеющие признаки уголовных преступлений со стороны представителей федеральной группировки, направляются Комиссией в Генеральную прокуратуру. Ход расследования более чем 300 дел мы стараемся отслеживать.

К сожалению, проводимые Генеральной прокуратурой расследования многочисленных фактов преступлений против личности, еще не нашли своего судебного разрешения. В итоге создается впечатление полной безнаказанности нарушителей прав и свобод человека и гражданина на Северном Кавказе. А ведь оперативное расследование и адекватное наказание виновных несомненно не только повысило бы доверие населения к органам власти в республике, но и послужило бы очищению армии и сил МВД от дискредитирующих их элементов. 

Справедливости ради необходимо отметить, что сроки расследования тяжких преступлений даже в «мирных» регионах страны значительно превышают 1 год. Что касается Северного Кавказа, то здесь имеются дополнительные трудности, связанные с проведением следственных действий в условиях ведения партизанской войны. Кроме того, недоверие населения к федеральной власти, о причинах которого говорилось выше, приводит к тому, что люди отказываются сотрудничать с органами дознания. В результате расследования затягиваются, а иногда и полностью останавливаются.

Необходимо разорвать этот порочный круг, форсировав передачу в суд хотя бы «нашумевших» дел, например, дела полковника Буданова.

Другим источником напряженности, является критическая ситуация в гуманитарной сфере, как в самой Чечне, так и в лагерях беженцев в Ингушетии. Зачастую люди пополняют ряды боевиков только потому, что у них нет иных средств к существованию и возможности прокормить семью.

Хотя мы и отмечаем некоторые подвижки в гуманитарной области, в частности, с медицинским обеспечением, образованием детей, организацией их отдыха в летний период, ситуация тем не менее остается весьма напряженной, особенно в условиях надвигающейся зимы.

При смене Администрации Чеченской республики не были произведены выплаты населению за май месяц. Хотя в июне-июле выплаты возобновились, майские деньги так и пропали. Это породило слухи о том, что невыплаченные деньги присвоили сотрудники новой администрации Кадырова.

До сих пор имеются факты разворовывания гуманитарной помощи. При этом многие продукты, поступающие в республику, имеют истекший или истекающий срок годности. Ярким примером головотяпства являются поставки жителям республики, исповедующим ислам, свиной тушенки.

Часть палаток в лагерях беженцев Чеченской республики пришла в негодность. Их замена не производится. Хлеб в лагеря для перемещенных лиц иногда не завозят по 2-3 недели. Отсутствуют теплая одежда и обувь, так что детям не в чем будет пойти в школу. При этом ремонт школ по всей республике заморожен.

Весьма сложной остается ситуация в лагерях беженцев в Ингушетии, где находится около 200 тыс. вынужденных переселенцев. Не хватает обустроенных мест (дефицит – 13 тыс.), позволяющих людям пережить зиму. Остаются вопросы с финансированием содержания такого большого количества людей.

По итогам своих расследований в гуманитарной сфере Комиссия обращается с предложениями к Президенту и Председателю Правительства РФ, в соответствующие министерства и ведомства. 

Наши обращения, как правило, не остаются без ответа. Есть примеры достаточно оперативной реакции на наши предложения, например, по организации летнего отдыха детей из Чеченской республики.

В то же время есть и необъяснимые случаи бездушия органов государственной власти. Например, в случае бывшего весьма квалифицированного сотрудника Министерства по делам национальностей Зелимхан Богатыревой, имеющей статус беженца, и уволенной по непонятным причинам из того самого ведомства, которое должно заниматься проблемами перемещенных лиц.

Совершенно неопределенным остается вопрос о выплате компенсаций гражданам Чечни, пострадавшим в ходе вооруженного конфликта. Львиная доля обращений граждан в Комиссию касается именно этого вопроса. Думается, что Постановление Правительства РФ №510 от 30.04.97, определившее порядок компенсации пострадавшим в ходе первой чеченской кампании, устарело. Для решения этой проблемы необходимо квалифицированное исследование масштабов материальных потерь населения Чечни от вооруженных действий в 1999-2000 гг., их соотнесение с возможностями государства и определение сроков и размеров компенсации. Без полной ясности в этом вопросе не может быть и речи о преодолении причин и последствий этого конфликта.

Все перечисленные проблемы в значительной степени определяются неэффективностью системы управления Чеченской республикой. Фактически вся власть в ней передана военным, на которых возложены практически все функции управления, включая даже социальное обеспечение населения (выплаты пенсий, пособий и т.д.). Естественно, выполнение несвойственных функций военными приводит к многочисленным сбоям.

Думается, что упразднение должности заместителя Председателя Правительства по Чеченской республике было преждевременным. В результате в настоящее время фактически полностью отсутствует координация действий федеральных органов в республике.

Наша комиссия неоднократно высказывалась о необходимости создания коллегиального органа власти в Чечне по принципу Государственного совета в Дагестане. 

Необходимость создания такого органа обусловлена строением чеченского общества, наличием в нем многочисленных разнородных, а порой и конфликтующих групп. Другой причиной необходимости создания Госсовета является отсутствие в настоящее время общепризнанного национального лидера Чечни.

В этой связи Комиссия, являясь сугубо общественной независимой организацией, считает возможным проведение ее членами консультаций с различными лидерами общественного мнения республики, если только они не запятнали себя совершением тяжких уголовных преступлений. 

Считаем эту сторону деятельности Комиссии не менее важной, чем остальные.



Преодоление чеченского конфликта, на наш взгляд, невозможно без существенной корректировки отношения общественного мнения и, прежде всего, средств массовой информации к этой проблеме. 

К сожалению, весьма распространенным остается представление об этом конфликте, как о конфликте культур - русской и чеченской или северокавказской. Издержки такого понимания массовым сознанием Чеченского конфликта проявляются на каждом шагу. И в том, что все начинают искать «чеченский след» буквально в каждом происшествии. И в ревностном внимании правоохранительных органов к «лицам кавказской национальности». И во многих известных нам случаях отказа в трудоустройстве не только беженцам, но и чеченцам, уже давно проживающим в других субъектах федерации, прежде всего, в Москве. 

Широкое распространение в обществе антикавказских настроений так или иначе используется для оправдания многочисленных фактов нарушения прав жителей Чечни, о которых только что говорилось. Поэтому борьба с этим явлением – непременное условие окончательного разрешения чеченского кризиса.

Для проведения этой работы Комиссией образована специальная рабочая группа по межрегиональной интеграции. Она создана на базе уже давно и плодотворно работающей на Урале ассоциации «Большой Кавказ». 
Мы считаем, что реальный конфликт – это конфликт идеологий. Идеологии экстремизма, окрашенного в мусульманские цвета, и идеологии цивилизованного правового государства. И если мы хотим, чтоб в этом конфликте победила идеология законности, идеология права, мы прежде всего сами должны ей неукоснительно следовать. 

Архив новостей 

вверх страницы   |  e-mail  |  форум  |  гостевая книга  |  правовая база

Hosted by uCoz